Сочинение ОГЭ

Готовимся к лингвистическому сочинению

2_ Блинова_ГИ, Пазыныч_ОА_Приемы_С2.1



С2.2  Презентация "Как правильно выбрать примеры-аргументы  из текста "
3_Шадрина_АА_Выбор примеров-аргументов_С2.2

Готовимся к сочинению С2.1
  
Как правильно написать сочинение С2.1?
Прочитайте статью И.П. Цыбулько,  помещенной в методическом журнале "1 сентября. Русский язык" 2012 ,1



GIA_RUS_C2.1
Презентация (Автор  работы - Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл.) 

Речевые клише помогут в написании сочинения!!!

Вступление
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
 
Вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. 


Основная часть
В основной части следует избегать: • пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов (или доказательств) и привести минимум по одному примеру на каждый аргумент.
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 




Заключение
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
 коротким, но емким по содержанию
органически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
 итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. 

Образцы заключения:
Образец 1. Таким образом,.........поднимает очень серьёзную проблему о ..........
Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в ...... –.............
Важно:
 сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев: • 1 абзац - тезис, • 2 абзац – аргументы с примерами, • 3 абзац – вывод
Основная часть может состоять более чем из одного абзаца.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент. 

sochinenie_C2.2(Suhomlinckii)



В 2012 году изменилась формулировка задания в С2.1.
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
 Аргументируя свой
ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему
лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.

Г.Т.Егораева 31 октября на фестивале `Учительская книга` своё выступление по этой теме прокомментировала так:"Задание останется неизменным, - данная степановская формулировка останется приложимой АБСОЛЮТНО ко всем текстам на ГИА".

Привожу несколько образцов сочинений на данную тему


Проект сочинения ГИА-2012 (С2.1)

1) Язык это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте). 
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: `Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают`.




2образец:   Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

          Данное высказывание состоит из  двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи.  Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.  Значит, они отражают мысли людей.  Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления.  То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди».  Например, используя в репликах одной из девочек (предложения  34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

          Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика».  Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку  правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).

          Таким образом,  в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
(источник: БЛОГ "По уши в ГИА!")

3 образец
Значение слова
Слово является двусторонним единством: соединяет в себе форму (определенный звуковой или буквенный комплекс) и значение. Звуковая или буквенная последовательность становится словом только тогда, когда обретает значение.
Различают лексическое и грамматическое значение. Русскому языку свойственно их совмещение в одном слове. Лексическое значение индивидуально, свойственно конкретному слову и вместе со звуковой оболочкой слова отграничивает его от других слов.
Лексическое значение слова - отображение в слове представлений о явлениях действительности; то, что обозначает слово, его смысл.
Грамматические значения - обобщенные языковые значения, характеризующие слово как элемент определенного класса (части речи), в отличие от лексического значения они обязательны для всех слов определенного класса, имеют регулярное выражение: набор противопоставленных повторяющихся грамматических форм. 
Так, например, обобщённое лексическое значение прилагательных - признак предмета; оно заключено в основе слова, а грамматические значения рода, числа, падежа прилагательных обязательно и регулярно выражаются в соответствующих окончаниях. 
Грамматика (от греч. grammatike письменное искусство) область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами морфологией и синтаксисом.

Вот ещё один проект, распространенный в Инете.
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: `Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают`. Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом словарь Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык это слепок нашего мышления. То есть словарь языка свидетельствует, о чем думают люди. Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику (`трус несчастный`) и разговорные слова (` пикни`, `устроим`), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова грамматика. Грамматика это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово `пожалуйста` употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова `должны` (предложение № 19). 
Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. 

Автор следующей  работы - Любовь Михайловна Бенделева (Тетеркина).  В отличие от предыдущих двух, это сочинение написано не по тексту проекта ДЕМО-2012.               


               На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, которую используют люди при общении. Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к «высокой лексике»: « В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..." Буквально через несколько предложений И.Бунин прибегает к экспрессивно окрашенному слову: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. 

           Чтобы понять смысл второй части высказывания, вспоминаю значение слова «грамматика», раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте И. Бунин, рассуждая о сущности таланта, говорил горячо, образно. В этом поэту помогла экспрессия неполных предложений. В предложениях 10-12 он говорит: «Опишите дерево. Море. Скамейку». В подобных синтаксических конструкциях природой заложены огромные изобразительные возможности: называя предметы, Бунин более четко и ярко обрисовывает то, о чем надо писать молодому поэту. 

          Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.   ( 177слов)



шестое сочинение тоже Любовь Михайловны , работа принадлежит её ученице.
  
           Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

           Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..."  Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию. 
          Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка "свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (129 слов)



Немного теории...


Морфология и синтаксис  - это две составные части грамматики. Термин "грамматика" имеет несколько значений. Во первых, им обозначается грамматический строй языка, т. е законы строения и функционирования слов и предложений. Во вторых, - это особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.
Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
Морфологию  называют "грамматическим учением о слове"(В Виноградов),в  отличие от синтаксиса - учения о грамматических свойствах словосочетания и предложения). Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.
Лексикология изучает значимые единицы - слова, но в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова,  но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение); кроме того, грамматика отвлекается от лексического значения слова и изучает лишь его грамматические свойства.
Грамматическое значение слова
Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова и  отличия между этими двумя типами значений таковы:
1. Грамматические значения очень абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, поэтому оно характеризует лишь какое-то определенное слово.
2. Лексическое значение выражено основой слова, грамматическое - особыми формальными показателями (поэтому грамматические значения часто называются формальными).
Т.О. грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько грамматических значений.

«Грамматика,- говорит Белинский,- учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо совсем не одно и то же».(см. цитату ниже)
Грамматика учит правильно строить речь, а «говорить хорошо» учит стилистика. Мысль и чувство в самых различных интонациях и оттенках выражаются словом. От выбора слов, от их значения в соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного выражения вашей мысли, вашего чувства.
В.Г. Белинский о грамматике

Многие  смеются  над  определением  грамматики,  что  она  учит правильно  говорить  и  писать.  Определение  очень  умное  и очень  верное! Всеобщая грамматика есть философия языка, философия человеческого слова: она раскрывает  систему общих  законов  человеческой  речи,  равно  свойственных каждому языку. Частная грамматика учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке: она учит не ошибаться в согласовании слов, в этимологических  и  синтаксических формах.  Но  грамматика  не учит хорошо говорить,  потому что говорить правильно и говорить хорошо  - совсем не одно и то же. Случается даже так, что говорить и писать  слишком правильно значит говорить и писать дурно. Иной семинарист говорит и пишет, как олицетворенная грамматика,  его нельзя ни  слушать, ни  читать;  а иной простолюдин говорит неправильно, ошибается и в склонениях и в спряжениях, а его заслушаешься. Из этого не следует, чтоб  грамматике не должно было учиться и чтоб  грамматика была  вздорная  наука:   совсем  напротив!  Неправильная   речь   одаренного способностию хорошо говорить  простолюдина была бы еще лучше, если б он знал грамматику.  Дело  в  том  только,  чтоб  грамматика  знала  свои границы  и слушалась языка, которого  правила  объясняет: тогда она  научит правильно и писать и читать; но все-таки только правильно, не больше:  учить же говорить и  писать хорошо  -  совсем  не  ее  дело.    
                                                                  В.Г. Белинский (Русские писатели о языке, с. 196–197).




Добавить этот файл Об изменениях в демонстрационном варианте теста ГИА 2012 года
Бузина Елена Владимировна, научный руководитель ВМО «Филология», к.п.н.

Добавить этот файл Как научить девятиклассников делать выбор примеров-аргументов в сочинении на лингвистическую тему
Блинова Г.И., Пазыныч О.А., МОУ «Гимназия № 140» города Омска


Добавить этот файл Как научить девятиклассника делать выбор примеров-аргументов для задания С 2.2
Шадрина А.А., НОЧУ «Школа "Новое поколение»


Добавить этот файл Обзор материалов учительского блога «По уши в ГИА!»
Крюкова М.А., МОУ «СОШ № 99» города Омска


Добавить этот файл Информационное письмо о семинаре
версия для печати




Образцы сочинений-рассуждений на на тему, связанную с анализом текста (С2.2)
Текст № 1
(1)Былинка полюбила солнце… (2)Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! (3)Да и хороша пара: Былинка — и Солнце!
(4)Но Былинка думала, что пара была бы хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. (5)Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.
(6)Красивая Акация, чудесная Акация — кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку? (7)Вот что делает с нами Любовь, даже неразделённая.

Сочинение
Финал текста помогает нам понять, что Любовь преображает любящего, помогает ему стать лучше. (Другой вариант: Действительно ли сила любви так велика, что способна изменить судьбу? Об этом заставляет нас задуматься Ф.Кривин.)
Именно поэтому Ф.Кривин (он) показывает нам, сколь незначительна Былинка и величаво Солнце, и как мало у нее шансов на взаимность. Об этом говорится в предложениях 2-3.
Но любовь заставляла Былинку стремиться к большему и помогла ей стать прекрасной акацией, в которой уже и не узнать было прежней неказистой, никому не ведомой былинки. Об этом говорится в предложениях 5-6.
Текст Кривина помогает задуматься о великой силе любви и о том, что она всегда заставляет стремиться к большему. (Другой вариант: Действительно, любовь способна изменить человека к лучшему.)

Текст № 2
(1)Маленькому мальчику  купили  в  магазине Книжку.  (2)Называлась  она  так: «Нужно быть послушным». (3)Очевидно, считали, что для маленького мальчика такая Книжка может быть полезной.
(4)Когда люди  ушли по своим делам, и в комнате никого не осталось, Книжка решила  осмотреться  на  новом месте.  (5)Осторожно, чтобы  не  ушибиться,  она спрыгнула с этажерки и отправилась по комнате.
(6)Первым, кто встретился ей,  был  отрывной Календарь. (7)В нем уже почти не осталось листков (потому что дело было в декабре),  но он не смущался этим и даже был, по-видимому, весел.
(8)- Негодные дети! - возмутилась Книжка. - Разве можно так книги рвать?! (9)Календарь только усмехнулся. (10)Но Книжка его  не поняла:  в ней  ничего  не  говорилось  о календарях. (11)Поэтому она, проворчав  себе  под  нос что-то  нравоучительное,  отправилась дальше.
(12)На письменном столе она увидела Пресс-папье.
(13)- Грязнуля, - сказала Книжка. - Посмотри, ты весь в чернилах!
(14)Затем она долго отчитывала  Форточку за то, что та выглядывает на улицу (можно простудиться!), объясняла Маятнику, что не следует  все  время бегать взад-вперед. (15)Графину - что нельзя баловаться с водой, и так далее.
(16)Хорошо, что на ее слова никто не обращал внимания. (17)А если бы ее послушали?

Сочинение
В одной из басен И.Крылова Осел критикует пение Соловья и поучает его. Нас смешит такая ситуация, но, к сожалению, и в жизни так часто бывает. Эту же проблему поднимает и Ф. Кривин.
В его произведении все поведение книжки говорит о том, что она ничего не знает о жизни обитателей комнаты. Она не знает, что пресс-папье используют, чтобы промокнуть чернила, поэтому этот предмет и должен быть испачкан чернилами (предложения 12-13).
Несмотря на то, что она ничего не знает об окружающем, она всех учит, всем дает советы. Она учит Форточку не выглядывать на улицу, от Маятника требует, чтобы он остановился (предложение 14).
Текст Кривина помогает нам понять, что прежде, чем поучать других, нужно знать то, чему учишь, что советы дилетантов часто бывают вредны.


Комментариев нет:

Отправить комментарий