После уроков. Месяцеслов.

Сайты, где можно познакомиться с культурой древних славян:
http://paganism.msk.ru,
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/rugenk/index.php

Святки на Руси: традиции
Часто Святки ассоциируются с картинами народного гуляния, как они были описаны классиками литературы. Герои Пушкина, Гоголя, Толстого, происходящие из разных слоев общества, принимают участие в святочных играх. Откуда пришли эти традиции и какие из них сохранились до наших дней?

Есть версия, что в дохристианской Руси святки связывались с именем бога Святовита, а «Святовит» — одно из имен верховного бога Перуна. Святовита просили об обильном урожае. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души усопших предков спускаются на землю, и в это время у них можно выторговать и урожай, и доброго мужа, и денег, и все, что пожелаешь.
Традиция празднования святок христианами также известна с древности. Известно, что в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и праздновали две недели после Рождества. Важно было, чтобы радостное настроение было у всех, включая бедняков, рабов, заключенных. В Византии сложился обычай на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным.
С приходом христианства святки на Руси приобрели новый смысл. Но отношение Русской Церкви к святочным гуляниям неоднократно менялось. Наравне с гаданиями грехом считались и колядования, и обычаи «рядиться». Постановление VI Вселенского собора гласило: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».



 Святки начинаются в вечер рождественского сочельника и заканчиваются утром дня Крещения Господня. Это самый весёлый из зимних праздников, – как в дохристианской Руси (торжества, посвящённые богу Святовиту), так и в Руси православной. Гадания, которые сопутствовали языческим Святкам, сохранились до сих пор (раньше произносились заклинания на год вперёд плюс проводились гадания, целью самых важных было узнать о будущем урожае). В  дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины (люди боялись навлечь на свой труд несчастье, поскольку в эти дни разгул нечистой силы был как никогда силён).

Именно тогда появилась и другая традиция, распространённая в наши дни. Сторонники святок  на Крещение делали прорубь в форме креста во льду реки или озера, и всем миром окунались в крещенскую прорубь, смывая с себя грехи, совершенные на святках. Отсюда и поверье, что купание в прорубе на Крещение смывает все грехи.

Немного истории

СвяткиСвятки также называют «святыми вечерами», в память о библейских событиях рождества и крещения Христовых, которые происходили в тёмное время суток (ночью и вечером). Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок, особенно в тёмную часть суток. Уже церковный собор 567-го года утвердил эти 12 дней как праздничные (12 – по числу месяцев в году). В них было запрещено совершать таинство брака, например. Православные установки запрещали на Руси в эти дни ходить разряженными по улицам, плясать и петь песни (всё это считалось бесовским). Кроме того, читатели МирСовeтов должны знать, что Церковью запрещены гадания в рождественский сочельник. Нарушение этих установок наказывается отлучением от православия на 6 лет.
Во время святочных празднеств среди людей православного вероисповедания считалось обязательным совершать такие дела как раздача подарков детям, подаяния – бедным людям, помощь старикам тоже считалась делом необходимым. 
Христианин должен во время святочных празднеств отстоять хотя бы одну церковную службу.
День 14-го января считается церковным новым годом. В этот день в православных церквах проводятся богослужения в честь наступающего года. 14-го января вечером, как и в рождественский сочельник (как и в крещенский сочельник), в народе проходят колядки.
1-я неделя Святок, которая включала в себя Рождество Христово, называется «святой» неделей, 2-я – «страшная» неделя (название связано с разгулом нечистой силы в этот период).

Традиции праздничных дней

В первый день Святок зажигается костёр, посвящённый КолядеВ первый же день Святок зажигается костёр, посвящённый Коляде (это также древнее божество восточных славян), – в старину этот огонь поддерживался все 12 святочных дней. Праздник в настоящее время с размахом отмечается в сельских поселениях. Одной из примет его является, например, то, что в первый вечер Святок с возвышенности спускают горящее колесо, символизирующее то, что старый год вместе со всеми его ненастьями кончился. 
Одна из традиций праздника – переодеваниие в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди (особенно это актуально было для старины) переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились (все эти приметы до сих пор живы в российских деревнях). С ряженьем связано и пение колядок – праздничных песен, которыми славились хозяева домов, через которые проходили колядующие (диалектные, т.е. местные названия колядок – овсени, виноградье). Ещё одна тема колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются тропарь и кондак рождественского дня (этот обычай пришёл из православия; тропарь – краткое песнопение, в котором излагается сущность праздничного дня, кондак – небольшое песнопение, 1-2 строчки молитвы, которые произносятся в параллель тропарю, т.е. раскрывают суть дня). Колядующие обычно выходят из чужих домов не с пустыми руками – там их одаривают сладостями, например. Эта традиция также сохранилась в сельских поселениях России. Там до сих пор в вечер перед Рождеством Христовым ходят колядующие и поют колядки (обычно это делают маленькие дети 10-12 лет). Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки (про урожай), дети разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другом доме.
Святки у язычников воспринимались как дни перехода между старым хозяйственным годом и новым, несущим новые труды и новый урожай. Славянские язычники считали, что в эти 12 дней с того света приходят души умерших (помимо разгула нечистой силы). Все эти приметы были связаны с зимним солнцестоянием и удлинением световой части дня.
На святки принято раздавать подарки детямНа Святки считается правильным не жалеть денег, идти на базар, к примеру, и тратить от широкой славянской души. В этот день в прихожей стелют новые ковры.
Как, наверно, известно читателям MирCоветов, две главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон. 
Весь день 7-е января следует либо ходить по гостям, либо принимать гостей.
День 6-е января считается днём поста (рождественский сочельник), пост продолжается буквально до появления первой звезды на небе. К встрече Рождества Христова и пиршеству после поста готовят новую чистую одежду (работает примета «нельзя на пир являться в старой одежде»).
Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется.
Вот некоторые святочные приметы: если накануне Рождества Христова метель, то быстро снег сойдёт весной и природа начнёт покрываться ранней листвой (также означает то, что пасечники соберут большой урожай мёда). Напротив, если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной. Если в первые дни Святок на деревьях иней, то будет хороший урожай хлеба. Есть и такая примета-поговорка: «С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз», т.е. солнечный день удлиняется, но вплоть до марта будут морозы.
Гадания на Святки проходят в вечер рождественского сочельника (кроме того, это также вечер Васильева дня и крещенский сочельник). Помимо гаданий на урожай и на будущий год проводятся гадания на девичью судьбу (такие гадания проходят в бане, традиция, как и большинство святочных традиций, сохранилась в российских деревнях). В девичьих гаданиях принимали участие только молодые девушки, приступали они к этому, распустив волосы и сняв с себя все обереги, в том числе и православный крест.
Существует традиция не выметать сор из дома в период с рождественского сочельника до дня 14-го января (церковный новый год), потом весь этот сор, собранный вместе, сжигается за один раз во дворе (так несчастья прошедшего года уходят в прошлое). 
Во время Святок каждый день хочется прожить по-особенному. Снам и знамениям в эти дни уделяется повышенное внимание, потому что в некотором роде эти 12 дней считаются «волшебными». Самый «вещий» сон снится в рождественский сочельник.
Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье (для святочных дней характерны три больших застолья – в рождественский сочельник, в вечер Васильева дня, т.е. 14-е января, в крещенский сочельник). Главное блюдо – кутья (распаренные зёрна пшеницы и ягоды, например, изюм). Кроме того, на столе стояли блины и овсяный кисель. Если в прошедшем году из членов семьи кто-то умер, то на столе появлялся дополнительный прибор – для умершего. Считалось ведь, что в эти дни души умерших витают среди нас.
Из крестьянских традиций царских времён следует отметить и такие: солома в эти дни разбрасывалась по полу дома, праздничной кутьёй кормили куриц, если они были в хозяйстве, сноп ставился в красный угол (т.е. угол с иконой), яблочные и прочие фруктовые деревья во дворе обвязывались ленточками. Всё это делалось с надеждой на будущий урожай, достаток и счастье.
Святочные гуляния2-я неделя Святок, т.е. «страшная» неделя, ознаменовывается тем, что дома окропляются святой водой, мелом ставятся кресты на внешних и внутренних дверях, помещения окуриваются ладаном (присутствие нечистой силы даёт о себе знать таким образом).
«Страшная» неделя также важна подготовкой к встрече Крещения Господня (прорубаются проруби во льду, загодя освящается вода в церквях).
Таковы святочные дни, являющиеся переходом от одного глобального православного праздника к другому. Они соединили в себе множество православных и языческих черт, став своеобразной данью памяти седой старине.

 Декабрь

Свое имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова децем, то есть десятый, так как первоначально был десятым месяцем года. В Древней Руси он тоже занимал десятое место в календаре и лишь в 1700 году стал двенадцатым.
Древнеславянские имена декабря — студен и студень: на всю зиму землю студит, стужей вьет.
Другой вариант — хмурень, то есть пора хмурого неба и ранних сумерек. Еще — грудень, так как грудами лежит смерзшаяся земля.
Декабрь величали также: ветрозвон и ветрозим, ознобень и завер-няй, заморозь и тянуга. Студеный месяц называли стужило и сту-жайло. За то, что он открывает ледяные и морозные ворота зимы, именовали зимником. Лютовей и лютень — еще такие названия получил первый месяц зимы, потому что лютует матушка-зима.
В декабре замерзают реки, поэтому он ледостав и ледостай, заледки и рекостав. Он год кончает, зиму начинает — полночь года, самый темный месяц, темная ночь года, шапка зимы, канун новогодья.
Календарь природы. 7 декабря устанавливаются санные дороги, открывается извоз.
В средней полосе России 9 декабря засыпает в берлоге медведь.
21 декабря наблюдается поздний ледостав на крупных реках.
27 декабря всюду ложится уже надолго снеговой покров.
Охота и рыбалка. Продолжается охота на лосей, оленей, маралов, косуль, диких кабанов, зайцев, лисиц, енотовидных собак, черных хорей, горностаев и ондатр. В середине месяца в Подмосковье прекращается отлов кротов. В центральной части европейской территории страны в первой половине декабря клюют окунь, ерш и плотва, а во второй половине в охлажденной воде ночью в плохую погоду ловится налим.
Приметы. Если в декабре большой иней, сугробы снега, глубоко промерзшая земля — это к урожаю.
Привалит в декабре вплотную снег к заборам — плохое будет лето, в противном случае — урожайное.
Декабрь снежный, холодный обещает урожайную 

http://russian-traditions.ru/category/dekabr/

1 декабря — Платон и Роман. «Каков Платон и Роман — такова и зима».

3 декабря — Прокл. «На Прокла всякую нечисть проклинают».

4 декабря — Введение. Ранние Введенские морозы. Время ледостава. Начинается настоящая зима. «Введение — ворота зимы». «Введение пришло — зиму в хату завело». Этот день мог быть разным — и тёплым и холодным. В одном случае говорили: «На Введение толстое ледение». «Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили». В другом случае, когда стоит оттепель: «Введение ломает ледение». «Введенские морозы зимы не ставят».

5 декабря — Прокопий. «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает». «Пришёл Прокоп — разрыл сугроб». «Прокопий дороги прокапывает». «Где прокопал Прокоп, там мужику и зимний путь». «Прокоп дорожку прокопает, а Екатерина (7 декабря) укатает». С этого времени устанавливался хороший санный путь. Вехостав, выходили всем миром расставлять вешки вдоль дорог.

7 декабря — Екатерина Санница. Устанавливаются санные дороги. Устанавливалось первое катанье на салазках. «Катеринин день пришёл — катанье привёл». «На Катерину катайся — не завязнешь!» Зима в эту пору крепнет, морозы усиливаются: «С Катерин зима доймёт, не мытьём, так катаньем, не голодом, так холодом». Начало зимнего извоза, через день Зимний Егорий: «Катерина на санках катит к Зимнему Егорью в гости». Катерина — покровительница брака и невест; на Катерину гадают.

9 декабря — Юрий Холодный. «Весной Егорий с летом, Никола с кормом, в зиму Егорий с мостом, Никола с гвоздём». «Егорий замостит, а Никола загвоздит». «Если до зимнего Егория выпадет много снега, то на весеннего будет трава». «Медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки жмутся поближе к деревенским задворкам».

12 декабря — Парамон. «Коли Парамон со снегом — жди метелей вплоть до Николина дня». «Если на Парамона утро красное — быть всему декабрю ясным». «Багряная заря с Парамонова дня на Андреев (с 12 на 13 декабря) — будут сильные ветры». «Парамон — задуй полы, заснежи долы». Земля каменеет, речка стынет. «Снег на всех садится, никого не боится».

13 декабря — Андрей Первозванный. «На Андрея Первозванного ходят ночью к рекам и озёрам подслушивать воду: тихая вода — к хорошей ровной зиме; шумная — к стужам, бурям и метелям».

14 декабря — Наумов день. «Пророк Наум наставит на ум». В этот день родители отдавали отроков в ученье к дьячкам, отставным солдатам и прочим сельским грамотеям, так называемым мастерам грамоты. Заранее условившись, такой учитель являлся в назначенное время в дом, где его встречали с почётом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность учащать побоями. «Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи — чаще плёткой хлещи».

17 декабря — Варвара. Варваринские морозы. «Трещит Варюха, береги нос и ухо». «Придёт Варвара, заварварят и морозцы». «Варвара мосты мостит». «К Варвариному дню зима дорогу заварит». «Варвара мостит, Савва (18 декабря) гвозди острит, Никола (19 декабря) прибивает». «Варвара заварварит, Савва засалит, Никола закуёт». «Морозы трещат — зябких знобят».

18 декабря — Савва Освященный. «Савва дорогу салит». «Савва стелит, Савва гвозди острит, Савва путь засалит». Мороз продолжает усиливаться: «Савва на мороз тороват». Устанавливается прочный санный путь.

19 декабря — Никола Зимний. Никольские морозы. «Два Николы — один травный (22 мая), другой морозный, один с травой, другой с зимой». Оба Николы (Зимний и Вешний) погоду устанавливают. «Подошёл бы Николин день, а зима будет». «На День Николы зима ходит с гвоздём». «Хвали зиму после Николина дня». «Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять». «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько Никола Вешний даёт травы». «Если Николин день холодный — к урожаю». «Иней на Николу — к урожаю». «Перед Николой иней — овсы хороши будут». С Николы открываются зимние сельские базары и ярмарки, устанавливаются цены: «Никольский торг всему указ».

20 декабря — Амвросий (Абросим). «Преподобный Абросим сорок праздников отбросил». С этого дня до Рождества (7 января) нет никаких праздников.

22 декабря — Анна Зимняя. Зима устанавливается окончательно. Самый короткий день в году — день зимнего солнцеворота. «На Анну большой иней на деревьях — к урожаю».

25 декабря — Спиридон Поворот, Солноворот. День определяет характер всей зимы. «На Спиридона солнце — на лето, зима — на мороз». «На Солнцеворота медведь в берлоге переворачивается с одного бока на другой». «Солнцеворот у света воротит ось, ночи на убыль, дни на подрост». «После Солнцеворота хоть на куриный шаг, да прибудет день». «Отколе ветер на Солнцеворота, оттоль будет стоять до Сороков (22 марта), весеннего равноденствия». «Если на Спиридонов день солнышко играет — будут на Святках дни ясные». По погоде на Спиридонов день определяют время весеннего посева: «Если на Спиридона с утра будет солнечно, то не спеши с ранним севом». «Сей, глядя по тому, когда ни Спиридона пасмурно: если утро пасмурное, сев должен быть ранний; если пасмурно в полдень — то средний сев будет самый удачный; если вечер пасмурный, то наилучший сев будет поздний». «Если на Спиридона будет перемена ветра — сей на будущий год гречиху: хорошо уродит». «Солнце на Повороте коровам бочок нагревает». По погоде первых двенадцати дней, следующих за днём Спиридона, судят о погоде каждого из 12 месяцев наступающего года.

29 декабря — Аггей. «Аггей иней сеет». «Коли утром на Аггей большой мороз, то он простоит до Крещения (19 января)«. «Если на деревьях иней — святки будут тёплые».


http://www.proverenodm.ru/


SpyLOG Н О Я Б Р Ь       
Сумерки года. В ноябре зима с осенью борются.
 Ноя́брь (лат. November) — одиннадцатый месяц Григорианского календаря. Девятый месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта. Название получил от лат. novem — девять. 
Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка. 

В Древне Руси ноябрь первоночально был девятым месяцем. С XV века до 1700 года он занимал третье место в году и лишь потом переместился на предпоследнее. 
Древние наименования ноября – грудень, груздень, груднь, груден, потому что в этом месяце смерзшаяся земля мертвыми грудами (кочками) лежит на дорогах. В русских говорах «груда» - «мерзлые колеи на дороге, мерзлая кочковая грязь поголу, кочки, колоть». 
Есть у ноября и другие названия: снеговей, листопад, листогной, мочарец, бездорожник, полузимник и лета обидчик, сумерки года и солнцеворот, твердолоб и месяц санного первопутка, канун зимы, ее запевка и ворота. 
Кроме того, ноябрь – конец осени, месяц ветров, время сева лесных семян, задумчивый, тихий и грустный месяц. А еще он листокос: ветер и мороз вершат золотой покос последних листьев; пестрый месяц – чернотроп, снег слякоть; зазимье – первые морозцы и легкий снежок; бедовый месяц, запевка холодов и курятник – режут кур. 
Это месяц последней живой воды и молодого звонкого льда, ледостав и ледовый кузнец, сентябрев внук октябрев сын, декабрев брат и зиме родной батька(батюшка), месяц зимних прилетных гостей и перволедья, канун ледостава и студень. 
Предназначение ноября – соединить глубокую осень с устойчивой зимой. В народе это выражается так: «В ноябре осень – жируха со злюкою зимой борются». Уже скачет морозко по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам да по веретейкам. Но урожай собран и засыпан на долгое хранение. И морозко никому не страшен. 

1 ноября - Проводы осени, встреча зимы. 

4 ноября - День Казанской Богоматери. Казанская Бабья Заступница (один из главных женских праздников). Первый заправский зазимок, переход от осени к зиме. Еще не зима, но уже и не осень. Бывает, что с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит. "Кто в Казанскую женится, счастлив будет", "В Казанскую мороз не велик, да стоять не велит", " Сказывали бабы, что на Казанскую в старые годы мужик на печи замерз". 

5 ноября - Иаков (Яков). Снежная крупа или град предвещают, что в Матренин день (22 ноября) зима на ноги встанет. 

8 ноября - День Дмитрия Солунского. По древней традиции, суббота перед этим праздником - день поминовения, он установлен Дмитрием Донским по воинам, павшим на Куликовом поле. "Живы родители - почитай, умерли - поминай". Примета этого дня: если на Дмитрия оттеплеет, и всей матушке-зиме быть с мокрыми теплинами. "Коли Дмитриев день со снегом, то и Пасха со снегом", "Дмитрий на снегу - весна поздняя". 

10 ноября - Параскева Пятница - Бабья Заступница. Параскева Льняница. В этот день начинают мять и трепать лен, готовить для продажи. Вся неделя, на которую выпадет этот день, - Пятницкая Неделя. Параскевия Пятница, с одной стороны, совпадала и даже заслоняла собой христианскую Богородицу, а с другой - наследовала и завещала Макошь (Мокошь), древнейшую богиню славянского язычества: богиню пряху, покровительницу земного счастья. Первый зимний день. Осматривали и утепляли дома, скот помещали в зимние стойла. 

11 ноября - Аврамий Овчар и Анастасия Овечница. Анастасия считается заступницею овец, а Аврамий - покровитель овчаров, которые справляют в этот день свой праздник. Овчаров принято угощать в этот день за то, что овец летом уберегли. 

12 ноября - День Зиновия и Зиновии. Синичкин день. "Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною". Взрослые и дети мастерили кормушки для птиц. Первое массовое появление синиц около домов - признак приближающихся больших холодов. 

14 ноября - День Кузьмы и Демьяна. Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Козьма закует, а Михайло раскует. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. 

15 ноября - Акиндин и Пигасий. Шла сушка хлеба в овинах и его молотьба. 

19 ноября - Павел Исповедник и Варлаам Хутынский - Ледоставы. Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись. На многих речках появляется лед. Снег в этот день - к снежной зиме, хорошей для озимых. "Если лед на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко - так и хлеба будет гладко". 

21 ноября - Михайл Архангел. Михайло мосты мостит. Оттепели: михайловские, введенские, михайловские грязи. Коли иней - жди больших снегов, а коли день зачнется туманом - ростепели быть. Если путь порушит, не жди пути до 19 декабря. 

22 ноября - Матрена зимняя. Матренин день. С этого дня зима встает на ноги, налетают морозы. Ноябрь мосты мостит, зима морозы кует. Если гусь выйдет на лед, то будет еще плавать по воде. "На Матрену иней на деревьях - к морозам", "Коли на Матрену туман - к оттепели". 

24 ноября - Федор Студит землю студит. Со Студита стужа, что ни день, то хуже. Холода правы, без них - неладно. "На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься". Примечали: "Если в этот день сырость или снег, быть оттепелям до Введенья (4 декабря)". 

25 ноября - Иоанн Милостивый. Примечали: "Если дождь на Ивана Милостивого, то, опять же, оттепели будут до Введения (4 декабря)". 

26 ноября - Иоанн Златоуст. Всякая зябь останавливается в росте. На Златоуста все поле пусто. 

27 ноября - Филипп. "Иней на Филиппа - к урожаю овса, дождь - пшеницы", "На Филиппа ворона каркнет - к оттепели", "Если в течении Филипповок часты пасмурные дни и иней на деревьях, то жди хорошего урожая хлебов; светлые Филипповки без инея предвещают плохой урожай". 

28 ноября - Гурьев день. Отмечали: "Уж коли ляжет на Гурия снег, так лежать ему до половодья". 

29 ноября - Матфей Апостол. Матвеев день. "На Матвея земля преет", "На Матвея зима потеет". Случаются оттепели. "Если на Матвея ветры веют буйные - быть вьюгам-метелям до Николы Зимнего (19 декабря)". 

4 - Казанская. Тепло морозу не указ. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.
8 - Дмитрий Солунский. Дмитриев день - зима уж лезет на плетень.
12 - Зиновий-синичник. Синичкин праздник: прилетают птицы-зимники - синички, снегири, сойки и др. Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит.
14 - Кузьма-Демьян. Кузьминки - от осени одни поминки. Встреча зимы.
22 - Матрена зимняя. Зима встает на ноги, налетают морозы.
23 - Ераст, Родион. С Ераста жди ледяного наста. Пришел Родион - возьмет мужика в полон.
24 - Федот-студит. С Федота-студита зима сердита.Со студита стужа, что ни день, то хуже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий