Проблема текста
-Что такое проблема?
-Как выявить проблему текста?
-Как сформулировать проблему текста?
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий
решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема
смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.
Такие
вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь
природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные
категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые
общие особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства
и жизни общества.
Политические проблемы связаны с
деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают
взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные
(этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми
руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Легенда
Эту
легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды
пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.
Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег.
Вошли в лес, стали разводить
костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они
услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки
не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А
когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы
сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как
перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный
лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в
волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни
листочка.
Весёлые
моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они
никогда уже больше не улыбались.
Мне
представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так
себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко
и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а
начинает хлестать красная, горячая
кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно!
Да, в
жизнь нужно входить не весёлым гулякою,
как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев)
Проблема текста:
(Проблема смысла жизни,
затрагивающая нравственные стороны человеческой жизни)
Каким образом содержание текста касается других людей, всего человечества?
(
Нравственные (этические) нормы обеспечат гармоничные отношения между людьми и
природой)
-Какая
абстрактная идея рассматривается автором?
(Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)
Формулирование проблемы
Два простых способа формулировки проблемы
2.В тексте поднимается проблема смысла
жизни;
3.Текст автора заставил меня
задуматься над проблемой смысла
жизни.
II.Формулировка
в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт
больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему
текста невозможно.
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
-Что такое комментарий?
-Каковы типы комментария текста?
-Как выявить и сформулировать
авторскую позицию?
Комментарий – рассуждение,
пояснительное замечание по поводу чего-либо.
Можно выделить два типа
комментария.
- Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
- При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п.
Следует
помнить, что в любом случае комментарий
должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Чтобы отличить
комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая,
мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает
автор.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих
вопросов:
- Как, на каком материале автор
раскрывает проблему?
Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на
примере легенды о священном лесе, что
посетили моряки на острове Самои
- На чём заостряет внимание?
Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их
отношение к святыне
- Какие аспекты проблемы
рассматриваются в тексте?
Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в
девственную природу и нарушать её гармонию.
- Какие эмоции автора выражены в
тексте?
Отношение
к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели у туземцев:
развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а живые
души деревьев мучаются и
страдают, так как не в силах помочь погибшему собрату, кокосовому дереву.
- Как выражено отношение автора к
изображаемому?
Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело, уже
никогда не улыбались
Какие средства выразительности
помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Автор текста использовал
разнообразные художественные
средства, которые позволили ему
усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это
эпитеты («судорожный . .. шорох» ,чувствует « глубоко, сильно», «глубоко и
таинственно», «с благоговейным трепетом»), олицетворение ( «священный лес», « тихие стоны и оханья», «раздавался
судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на
земле», деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные змеи»,
«как в приятную рощу», «как в священный
лес»), гипербола («никогда больше не
улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» -
«начинает хлестать красная, горячая кровь»).
Если
проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные
способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова…
Автор считает, что…
Автор стремится
донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в
том, что…
Избежать повтора слова автор или фамилии
автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста
заключается в том, что…
Например: Позиция автора выражена явно: надо осознать,
что в жизнь входить
каждый человек должен «с
благоговейным трепетом», «как в священный лес»,
тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной.
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов
- Что такое аргументация?
- Каковы основные виды
аргументов?
Цель данного типа речи – убедить
адресата в чём-либо, укрепить или изменить его
мнение. Для этого нужна логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой
выделяются три части:
1)
тезис (положение, которое надо доказать);
2)
аргументация (доказательства, доводы);
3)
вывод (общий итог).
Аргументация – это приведение
доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед
слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства,
приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения –
словом, всё, что может подтвердить тезис.
От тезиса к
аргументам можно поставить вопрос почему?,
а аргументы отвечают: потому что…
Аргументы
«за» должны быть:
- правдивыми,
опираться на авторитетные источники;
- доступными,
простыми, понятными;
- отражающими
объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы
«против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку
критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с
автором выпускнику придётся выстраивать опровергающую аргументацию, что требует
от него такта, подчёркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности
в сочинении особо подчёркнута в критериях оценки части С).
Типы аргументов
- Естественные
доказательства.
1.1. В
качестве аргумента используется ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек.
1.2. В
качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора
сочинения.
1.3. Ссылка на авторитет. Убеждающему часто выгодно
обратиться к «третьей стороне» -
сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, учёного, специалиста в
какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости.
1.3.1.
Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы и
поговорки вряд ли могут быть убедительным аргументом. Особую роль здесь играет
демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного фрагмента с проблемой
текста
Материал для аргументации
У врат
26. О Божией ткани
Вчера
зашёл ко мне мой сосед – душу облегчить. Он посидел у меня с полчаса, долго
раскуривал свою прокуренную трубочку и под конец рассказал о самом важном, что
у него лежало на сердце.
«Мой
отец, знаете, был очень добрый человек. Он давно уже скончался, но как
вспомнишь его , так на душе тепло и светло сделается. Он был, понимаете,
портной; хороший портной, мастер своего дела; так умел построить костюм, что
просто заглядение. К нему из соседних городов франты приезжали и всегда бывали
очень довольны: так – посмотришь, будто нет ничего особенного, а приглядишься –
ну просто художество. И всегда обо всех людях болел. Сам шьёт, что-то грустное
напевает, а потом вдруг скажет:
«Нехорошо вчера соседи Митревну
изобидели, зря , все виноваты перед
ней»; или : « Петру –то Сергеевичу в
праздник надеть нечего, надо бы ему справить»… И опять шьёт.
Бывало,
разволнуется и начнёт мне о «ткани» рассказывать; а он никогда не говорил «матерьял» или «сукно», а
всегда «ткань». «Присмотрись, - говорит,- Николаша, к людям.
Ведь мы все одна ткань. Вот, гляди, каждая
нитка к другой приникла и держит
её; все сплелись друг с другом, все вместе к единству сведены. Вот выдерни из
этого суконца одну нитку, и всю ткань повредишь. Если только одна ниточка не удалась, сплоховала,
истончилась или порвалась, так весь
кусок выходит в брак. Ни один хороший мастер этакую больную ткань не
возьмёт, ни один заказчик и смотреть на неё не станет. Так и гляди, выбирая,
чтобы не промахнуться, чтобы больной ткани и в заводе у меня не было.
Вот и с людьми так же. Мир от Господа так
устроен, что мы все - одна сплошная
ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся.
Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки.
Думаю: «Что мне до него, когда мне
самому хорошо»… А на самом-то деле не так. Если одному которому – нибудь плохо, то
он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны
распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его беспокойства всем
неуютно. От его страха у всех раздражение делается. Люди друг к другу злым местом повёртываются:
не доверяют, подозревают, обижают,
ссорятся. И все чувствуют, что это от
него идёт и на него за это раздражаются.
И он это чует, отвернётся, в себя уйдёт, ожесточится. Ему любовь нужна,
а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку, а видят только его
угрюмость, жестокость, сварливость; и не любят его… И вот уже разрыв, порвалась
ткань, врозь идёт, расползается. Надо скорей чинить дыру; а никто за это не
берётся: «Мне, - говорят, - какое дело? Его беда, он и чини». А разрыв всё
растёт – и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда – моя
беда, моя беда – общая»…
А
ещё отец так говаривал. «Ведь это и в
хозяйстве так. Бедный человек не одному себе
беден, а всем. Нищий человек не у себя просит, а других тревожит, о муку
своей говорит, язву свою обнажает. Где беда, там общая беда; где голод, там
всем хлеб горек. Безработный не один скитается, мы все им заболели. Всё равно
как зуб заболит; заболит – и весь человек в смятении.. Несостоятельный человек,
неудачник или пьяница – он свою беду во все стороны излучает, всех задевает,
всех бременит. И опять вся ткань
испорчена; и надо как можно скорее чинить, помогать, дыру заделывать. Где ты не
можешь, я за тебя смогу; где оба не
сможем, другие вывезут».
Сердечнейший
человек, знаете, был отец. И помогал всем, везде, где только мог. «Я, -
говорил, - починкою был занят, дырку заштопал». И так, бывало, делал: собирает отрезки от всех сукон и костюмов,
иной раз прямо выпросит остаточек у
заказчика и подбирает; вертит, лицует. Составляет, подгоняет; очень ловко… И
потом шить начнёт. И уж тогда весёлые песни поёт. Глядишь – жилет
построил; или брюки. А иногда и целый
костюм подберёт; завернёт аккуратно в платок и снесёт бедняку. И тому запретит
рассказывать: этого, говорит, никому не надо знать; молчи, и всё. И только мы в семье понимали, что происходит.
А уж любили его, как редко кого. И за советом приходили, и просто поплакать.
Нет,
знаете, разбогатеть он не хотел; ни к чему это, говорил.
Сами прокормитесь. Какое
наследство… Вот что о ткани говорил – это наследие. А как почуял смерть, позвал
меня и сказал: «Ухожу, Николаша. Не
грусти. Все мы – нити в ткани Божией; и пока живём на
земле, дано нам эту ткань беречь и крепить. Помнишь ты, был хитон у
Спасителя, несшитый, цельный, весь тканый сверху донизу. Вот мы – нити его и по
смерти призваны врасти в него. Помни о нём. Это ткань Божия. Береги её в земной
жизни: каждую нитку крепи, от сердца ревнуй. Сердце больше всего слушай. О чём
оно вздохнёт, то и делай. И всё будет хорошо»…
Вот
и кажется мне, знаете, что он прав был. Все
мы – одна ткань. И в этом, чуется мне, мудрость жизни сокрыта»…
В.Вересаев. Всю жизнь отдала
Трамвайный
вагон подходил к остановке. Хорошо одетая, полная дама сказала упитанному
мальчику лет пяти:
-
Лёвочка, нам тут сходить.
Мальчик
вскочил и, толкая всех локтями, бросился пробиваться к выходу. Старушка отвела
его рукою и сердито сказала:
-
Куда ты, мальчик, лезешь?
Мать
в негодовании вскричала:
-
Как вы смеете ребёнка толкать?!
Высокий
мужчина заговорил громким, на весь вагон, голосом:
-
Вы бы лучше мальчишке вашему сказали, как он смеет всех толкать! Он идёт, - скажите пожалуйста! Все должны
давать ему дорогу! Он самая важная особа!.. Растите хулиганов, эгоистов!..
Мать
возмущённо отругивалась. Мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину.
Вагон
остановился. Публика сошла. Сошла и дама с мальчиком. Вдруг он разразился
отчаянным рёвом. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.
-
Ну, не плачь, мальчик мой милый! Не
плачь! Не обращай на него внимания! Он,
наверно, пьяный, не плачь!
Она
взяла его на руки. Мальчик, рыдая, крепко охватил её шею. Она шла, шатаясь и
задыхаясь от тяжести, и повторяла:
-
Ну, не плачь, не плачь, бесценный мой!
Мальчик
стихал и крепко прижимался к матери.
Пришли
домой. Ужинали. Мать возмущённо рассказывала мужу, как обидел в трамвае Лёвочку какой-то, должно
быть, пьяный хулиган. Отец с сожалением вздохнул:
-Эх,
меня не было! Я бы ему ответил!
Она
с гордостью возразила:
-
Я ему тоже отвечала хорошо…. Ну что, милый мой мальчик! Успокоился ты?.. Не
бери сливу, она кислая.
Мать
положила сливу обратно в вазу. Мальчик с упрямыми глазами взял её и снова
положил перед собою.
-
Ну, детка моя, не ешь, она не спелая,
расстроишь себе животик… А вот, погоди, я тебе сегодня купила
шоколад «Золотой ярлык»… Кушай шоколад.
Она
взяла сливу и положила перед мальчиком
плитку шоколада. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и обиженно
нахмурился.
-
Кушай, мальчик мой, кушай! Дай, я тебе разверну.
Отец
сказал просительным голосом:
-
Лёвочка, дай мне кусочек шоколада!
-
Не-ет, это для Лёвочки! Специально для Лёвочки сегодня купила. Тебе, папа,
нельзя, это не для тебя… Ну что же ты, детка, не кушаешь?
Мальчик
молчал, капризно нахмурившись.
-
Ты, наверно, ещё не успокоился?
Мальчик
подумал и ответил:
-
Я ещё не успокоился.
-
Ну, успокоишься, тогда скушаешь, да?
Мальчик
молчал и не смотрел на шоколад.
Через
двадцать лет. Эта самая дама, очень
похудевшая, сидела на скамеечке Гоголевского бульвара. Много стало серебра в волосах,
много стало золота в зубах. Она с отчаянием смотрела в одну точку и горько что-то шептала.
Трудную
жизнь она прожила. Ещё до революции муж её умер.Она собственным трудом
воспитала своего мальчика, во всём себе отказывала, после службы давала уроки,
переписывала на машинке. Сын кончил втуз инженером-электротехником, занимал
место с хорошим жалованием. И вот – она сидела, одинокая, на скамеечке бульвара
под медленно падавшим снегом и горько шептала:
-
А я ему всю жизнь отдала!
Они
с сыном занимали просторную комнату в Нащокинском переулке. Сын задумал
жениться. Сегодня она получила повестку с приглашением явиться в качестве
ответчицы в суд: сын подал заявление о выселении её из комнаты. Уже четыре года
назад, когда они получили эту комнату, Лёвочка предусмотрительно вписал мать
проживающею «временно». Это больше всего
её потрясло: значит, тогда уже он на всякий случай развязывал себе руки…
-
А я ему всю жизнь отдала!..
Снег
пушистым слоем всё гуще покрывал ей голову, плечи и колени. Она сидела неподвижно,
горько шевеля губами. Кляла судьбу, в которую не верила, винила
Бога, в которого полуверила. Не винила одну себя, что всю жизнь отдала на
выращивание холодного эгоиста,
приученного ею думать только о себе.
Написание сочинения
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой
выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо
доказать);
2) аргументация (доказательства,
доводы);
3) вывод (общий итог).
Примерное сочинение
Автор текста
В.Вересаев размышляет о смысле жизни. Он стремится донести до читателя мысль о
том, что «в жизнь нужно входить не
весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в
священный лес, полный жизни и тайны».
Основная
мысль текста заключается в том, что отсутствие
гармонии
в жизни – причина всех жизненных
неурядиц.
Обратив
наше внимание на трепетное отношение туземцев к
«священному лесу» («не позволяют
себе сорвать ни листочка»), он подчёркивает бесцеремонное вмешательство «подвыпивших моряков» в девственную природу.
Отношение к святыне у чужеземцев бездумное, а потому жестокое.
Для
усиления эмоционального воздействия на
читателя автор использовал разнообразные
художественные средства, которые
позволили ему усилить звучание своих
раздумий. Это эпитеты («судорожный . ..
шорох» ,чувствует « глубоко, сильно»,
«глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом», «священный лес»), олицетворения ( « тихие стоны и оханья»,
«раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились
на земле», « деревья живые», «у них есть душа» ), сравнения (как перерезанные
змеи», «как в приятную рощу», «как в
священный лес»), гипербола («никогда
больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный,
холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»).
Позиция автора выражена явно:
чтобы не разучиться улыбаться,
быть счастливыми, надо нести в мир добро.
Великий
русский философ И. Ильин словно вторит автору текста, утверждая, что
« все мы – одна ткань». Если одному из нас
плохо, то и другим так или иначе живётся нехорошо, но люди этого
не понимают, потому что «глупы и близоруки».
Вот если бы с молоком матери учили людей входить в жизнь « с благоговейным трепетом»,
то всем стало бы понятно, что «жизнь – это такой же священный лес». К сожалению, это «сложно» бывает осознать ( об этом
В.Вересаев говорит уже в другом своем
рассказе «Всю жизнь отдала») - и отдают они всю жизнь « на выращивание холодного эгоиста», «приученного думать» лишь о себе.
Я
же хочу выразить полное согласие с
автором: в жизнь надо входить « с благоговейным трепетом» и быть
добрыми и милосердными.
Литература:
1.Иван Ильин. Книга
раздумий и тихих созерцаний: - М. «Альта-Принт», 2005.
2.Вересаев В.В. Невыдуманные
рассказы/Сост., вступ.ст. коммент. Ю.Фохт-Бабушкина. – М.: Республика, 1999.
3.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к
ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система
упражнений. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
Комментариев нет:
Отправить комментарий